Children’s Transport - Anne Meyer
Audio Only
РАССКАЗЧИК:
"Транспортировка детей" (Kindertransport) представляла собой серию спасательных операций, благодаря которым удалось вывезти тысячи еврейских детей из фашисткой Европы в Великобританию в период с 1938 по 1939 годы.
После жестоких погромов Хрустальной ночи Великобритания ослабила иммиграционные ограничения в отношении еврейских детей, приезжающих с немецких территорий. Соединенные Штаты Америки не были настолько великодушны. Законопроект о перевозке 20000 детей в нашу страну застрял в Конгрессе. 10000 еврейских детей прибыли в Великобританию, их расселили по английским приютам. Многие из них больше никогда не увидели своих родителей. Анна Мейер была одной из таких детей.
АННА МЕЙЕР:
Я не знала, что будет представлять собой транспортировка детей. Там были и другие дети моего возраста, самому младшему было, наверное, 9, мне было почти 13. Нас всех посадили на поезд. Мы и понятия не имели, что происходит, кроме того, что мы едем в Англию. Как будто мы понимали, что это такое. В общем, нас отправляли к незнакомым людям. Пока мы были в пути, никто не знал, можно ли верить друг другу, говорить друг с другом, пытаться выяснить, кто откуда родом, или получить любую другую информацию. Потом в вагон вошла маленькая женщина, мне показалось, ей было немного за 20, и у нее были огненно-рыжие волосы. Она сказала, я ваш психолог, меня зовут Рут. Сейчас я расскажу вам, что вы должны делать. Если вы ослушаетесь, то подвергнете всех опасности, поезд остановят и вы поедете обратно домой, туда, где вы были, и никогда не выберетесь из Германии живыми. Поэтому делайте то, что я говорю.
Мне прекрасно известно, кто у некоторых из вас в багаже есть сокровища и фамильные ценности. Выкидывайте прямо сейчас. Когда мы подъедем к немецкой границе, они высадят всех из поезда, опечатают его. Пока вы будете стоять снаружи под дулами автоматов, они будут обыскивать этот поезд. Каждый чемодан, каждое пальто, каждую куртку. Все. Нельзя рисковать.
Мы подъезжали все ближе к границе. По-видимому, был полдень или чуть ближе к вечеру. Наконец, поезд остановился. На платформе стояли охранники, они кричали, у них были ружья. Они скомандовали нам: "Вон!" Мы вышли из поезда и стояли на платформе. Они захлопнули за нами дверь и остались в купе, а мы стояли и ждали. Нас выстроили в ряд, посчитали и наугад выбрали 10 девочек и 10 мальчиков, которых раздели и обыскали. Пока их обыскивали, охранники ходили из стороны в сторону, наставив на нас ружья. Мы стояли и не знали, что делать. Потом нас запустили обратно в поезд, он загудел и тронулся. И тогда все стали кричать, визжать и плакать, потому чтостало ясно, что мы выберемся отсюда... Конечно, с нами были женщины из Комитета друзей на службе обществу и Голландского Красного креста. Они дали нам банан, апельсин, сандвич и открытку... Они были очень добры к нам.
...Насколько я помню, когда мы переплывали канал на пароходе, у нас не было кают, мы просто сидели. Потом проверили мою бирку и сказали: "Ты едешь в Манчестер. Мы знаем, на каком поезде тебя встретят, так что отдохни немного, вот, возьми, поешь". Они сообщили мне их имена, адреса, номера телефонов. Они сказали позвонить им, если мне не понравится там, куда я еду. Невероятно... Но так оно и было.
РАССКАЗЧИК:
В мае 1940 года семья Анны, наконец-то, получила свои долгожданные визы, чтобы уехать в Соединенные Штаты Америки. Вместе с родственниками они поселились в Чарльстоне, Южная Каролина, а потом обосновались в Майами.